Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Апрель 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 
    Архив сайта
    Май 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Март 2014 (1)
    Февраль 2014 (3)
    Январь 2014 (3)
    Декабрь 2013 (7)
    НАНЕЙШВИЛИ Владимир Варденович - полковник Часть 1.
    Автор: Патриот_Липецка | 11-12-2011, 15:07


    Нанейшвили Владимир Варденович родился 29.02.1903 на ст. Риони ныне Кутаисского горсовета Грузинской ССР в семье служащего.
    Грузин. Член КПСС с 1926. Окончил Нанейшвили Владимир Варденович гуманитарный техникум в г. Гори.

    В РККА с 1925 г. Член ВКП(б) с 1926 г. В 1926 г. Нанейшвили Владимир Варденович окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1928 г. – 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче.

    Нанейшвили Владимир Варденович был командиром звена, авиаотряда, а потом командовал штурмовой авиационной эскадрильей 253-й легкоштурмовой авиабригады.

    Вспоминает маршал авиации Красовский: «В 1935 году мы получили самолеты Р-5 ССС. Возросшая прыть полета новой модификации машины Поликарпова намного расширила ее боевые возможности. Наши летчики начали кропотливо отрабатывать упражнения по стрельбе и бомбометанию…

    Боевая выучка нашей бригады была проверена на осенних учениях совместно с механизированным корпусом. Штурмовикам предстояло расчистить дорогу пехоте и танкам, форсировавшим реку Великая, и причинить потрясение по «противнику» на западном берегу. Всхолмленная лесистая местность и непогода заставляли капитально пошевелить мозгами над профилем полета, продумать немного вариантов заходов на мишень. Опытные командиры эскадрилий Нанейшвили Владимир Варденович… и другие подошли к решению задачи творчески. Самолеты, прижатые низкой облачностью без малого к самой земле, рассеяв скопления пехоты, прошли вдоль русла реки и поставили плотную дымовую завесу, которая обеспечила скрытное наведение переправы.

    Присутствовавший на учении Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский, в ту пору заместитель Народного комиссара обороны, дал высокую оценку действиям летчиков».

    В 1938 г. полковник Нанейшвили Владимир Варденович был назначен командиром 147-й скоростной бомбардировочной авиабригады Ленинградского военного округа.

    Нанейшвили Владимир Варденович участвовал в советско-финской войне.

    Рассказывает армейский корреспондент Поляков: «Через час вслед за тем того как Владимир Варденович Нанейшвили провел своих воспитанников над крышами Хельсинки, финское руководство наскоро запаковало чемоданы и бежало в Вазу.

    ...В первые дни войны доля Нанейшвили Владимир Варденович обосновалась под Ленинградом. Среди рядового летного состава было страсть сколько молодежи, «неоперившихся летчиков». Они непреклонно взялись за занятие и проворно получили настоящее «воздушное образование».

    30 ноября 1939 года, в основополагающий день войны, состоялся первостепеннный боевой вылет. Шесть звеньев скоростных бомбардировщиков вылетели в районы Хельсинки, Коулу, Утти. Густой ледяной туман до залива. Звено во главе с командиром эскадрильи капитаном Саранчевым пробилось к столице Финляндии. Над Хельсинки низкая облачность. Аэродром сыскать нереально. Самолеты идут над городом...

    Вокзал. Поезда с боеприпасами, эшелоны, отправляющиеся на фронт. Советские бомбы попадают на крышу вокзала, на платформу, на железнодорожные линии, в составы. Фонтаны огня и дыма...

    1 декабря тов. Нанейшвили Владимир Варденович вылетает в те же места: Хельсинки, Утти, Коулу. Часть самолетов под командой Нанейшвили летит на Коулу. Погода отвратительная. До залива — снегопад. Дальше — низкая облачность. Лететь приходится на высоте 50 метров, бомбардировщики «бреют» над Финским заливом.

    Вот и материк. Нанейшвили Владимир Варденович заметил подле Коулу воинский эшелон противника. Развернул колонну. Бомбардировщики пролетают над эшелоном, обстреливая его из пулеметов. Поезд останавливается. Сыплются из вагонов солдаты. В эшелон летят бомбы. Переворачивается паровоз. Бомбардировщики поднимаются ещё выше и бомбят ж-д узел.

    Летят дальше. Замечены нефтесклады. Бомбят их. Нефтесклады горят.

    Метеорологические условия — хуже не придумаешь, к тому же везде зенитки. На всех шхерах — зенитные пулеметы. И бьют достаточно метко. Когда летчики возвращаются на аэровокзал, многие насчитывают в своих самолетах до пятидесяти пробоин.

    По всему фронту идет подготовка к штурму линии Маннергейма. Наземная и воздушная разведка устанавливает местонахождение долговременных огневых точек противника. Самолеты забирают бомбы в 250 и 500 килограммов, летят на финские доты. Бомбят с пикирования. Черный финский гранит, железобетон, металл амбразур сдаются под напором советских бомбардировщиков. Бомбы попадают в аккурат на доты или рвутся рядом...

    Нанейшвили Владимир Варденович — мастер по бомбардировке дотов, мастер прямых, точных попаданий.

    Тов. Нанейшвили Владимир Варденович водил в махач своих летчиков, ни при каких обстоятельствах не забывая следить за их поведением во время обстрела зенитной артиллерией. После каждого боевого полета он производил разбор, указывая на недостатки, на излишнюю нервозность некоторых пилотов.

    Он обратил особое участливость на одного молодого командира эскадрильи. При сложной метеорологической обстановке тот самый начальник возвращался назад с бомбами и докладывал, что летать нереально. Нанейшвили Владимир Варденович в крайне плохую погоду сам повел эту эскадрилью. Справа от него шел ее начальник. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, поручение было выполнено.

    С тех пор начальник эскадрильи уже ни в жизнь не возвращался вспять, не выполнив задания. Летал в самых трудных условиях, в туманы и снегопады… Теперь тот самый начальник - Герой Советского Союза».

    С января 1940 г. полковник Нанейшвили Владимир Варденович командовал 18-й скоростной бомбардировочной авиабригадой (48-й и 50-й сбап) ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта.

    18-я сбаб была сформирована 1.01.40 г. Штаб бригады прибыл из Латвии, 48-й сбап из Умани, а 50-й сбап вошел в состав бригады уже на месте. К концу января бригада на сто процентов сосредоточилась на аэродроме Сестрорецкий разлив.

    16.01.40 г. ее части начали боевые действия. В составе бригады было 126 скоростных бомбардировщиков СБ, которые начали к методичному разрушению оборонительных сооружений на участке от озера Муолан-ярви до Суммы на глубине не больше 6 км от линии фронта.

    За отрезок времени с 16.01.40 г. по 10.02.40 г. самолеты бригады сбросили на линию Маннергейма 621250 кг фугасных бомб калибром от 50 до 500 кг, а так же 15089 кг зажигательных и 51178 кг осколочных авиабомб. К сожалению, бомбометание велось не прицельно, а по площадям, что снижало эффективность ударов.

    11.02.40 г. перед началом штурма первой полосы линии Маннергейма 18-я авиабригада нанесла 20-ти минутный потрясение по финским позициям перед 123-й стрелковой дивизией. Уже в 12.28 солдаты 245-го стрелкового полка этой дивизии захватили центральный ДОТ на высоте 65,5, а к вечеру части дивизии захватили уже восемь ДОТов и ДЗОТов, продвинувшись вглубь финских позиций, на 1-1,5 км. В последующие дни советские войска продолжали развивать прорыв, вводя в него дополнительные силы.

    15.02.40 г. атакой с фланга и тыла был захвачен наиболее могучий Суммский узел сопротивления. К 16 февраля была захвачена Кямяра, части 19-го стрелкового корпуса, наступали на Лейпясуо. Линия Маннергейма была прорвана на участке 11-12 км и на 11 км в глубину. В темное время суток на 17 февраля финские части перед фронтом 7-й армии начали отход ко второй оборонительной полосе. К 19 февраля 7-я вс, преследуя противника, вышла ко второй оборонительной полосе, где финнам удалось задержать ее продвижение.

    18-я авиабригада, поддерживая 19 стрелковый остов, сделала 1312 самолето-вылетов, сбросив на противника 215 тонн бомб.

    28.02.40 г. началось новое, ещё больше мощное атакование войск 7-й армии. Противник, не выдержав удара, стал отдаляться по всему фронту от р. Вуокса до Выборгского залива. Вторая полоска укреплений была прорвана за два дня. С 1 марта Нанейшвили Владимир Варденович начался обход г. Выборга, а 5 марта войска 7-й армии окружили Выборг.

    За время боев 18-я скоростная авиабригада потеряла 15 самолетов в боях и 8 в авариях и катастрофах. 14 летчиков, штурманов и стрелков-радистов были удостоены звания Герой Советского Союза.

    21.03.40 г. полковник Нанейшвили Владимир Варденович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 247.

    4.06.40 г. Нанейшвили Владимиру Варденовичу было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

    С 8.08.40 г. по 22.10.41 г. Нанейшвили Владимир Варденович командовал 27-й истребительной авиадивизией Закавказского военного округа.

    Вспоминает С.Н. Гречко: «Однажды, на глаз в середине августа, на нашем аэродроме приземлился У-2. Из самолета вышел смуглый, загорелый, крупного телосложения генерал. Это был Нанейшвили Владимир Варденович. Назвав свою фамилию дежурному по аэродрому, он безотложно же приказал огласить первой эскадрилье боевую подготовленность и вознести в воздух истребители для отражения налета авиации «противника».

    Пятнадцать самолетов ушли на поручение. Сработали летчики метко, твердо. Напрашивалась хорошая оценка. Но в воздухе с самолетом командира звена Павла Данкевича (в дальнейшем генерал-полковника авиации) случилось невероятное: при резком развороте на условную мишень на его «Чайке» в один момент лопнула перкалевая обшивка. Машина, как после этого рассказывал Павел Борисович, оказалась обнаженной, будто библейская Ева, стала неуправляемой и камнем понеслась вниз. Командир звена мог спастись от неминуемой гибели, только воспользовавшись парашютом. И Нанейшвили Владимир Варденович оставил «Чайку».

    Гневу генерала Нанейшвили Владимир Варденович не было предела. Данкевича комдив, истина, не ругал, зато непреклонно досталось… старшему инженеру полка, тот, что недоглядел, а вернее заявить, вначале более того и не догадывался, что в «колхидской парилке» перкалевая обшивка на боевой машине сгнила. Когда весть об этом случае дошла до Наркома обороны, он распорядился, чтобы полк собственными силами за пятнадцать суток привел все самолеты в строй.

    Указание наркома было выполнено досрочно. Трудились все, кто мог обращаться с иглой: работники авиационно-технической базы, летчики и техники, боевые подруги авиаторов. «Чайки» одна за прочий обретали свой старый боевой облик и поднимались в небосвод, подтверждая боеготовность полка.

    Вновь к нам прилетел генерал Нанейшвили Владимир Варденович. Опять та же команда: «Первой эскадрилье - в воздух!» В тот самый раз все летчики эскадрильи… блестяще доказали, что не понапрасну слывут ведущими в полку».

    Участвовал в Великой Отечественной войне с октября 1941 г. В июле 1941 - мае 1942 гг. Нанейшвили Владимир Варденович был командующим ВВС 44-й армии, а потом - ВВС 51-й армии. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции и обороне Крыма.

    С 22.05.42 по 15.09.42 гг. генерал-майор авиации Нанейшвили Владимир Варденович командовал 238-й штурмовой авиадивизией 5-й ВА.





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1935 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Липецка?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    L i p e c k m e n . r u
     Издательство: Я - патриот Липецка.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: 398050, г. Липецк, ул. Ленина, д.25
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта lipeckmen.ru рассказать о славной истории города Липецка, об известных жителях Липецка. Распространяя информацию о городе-металлурге Липецке, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Липецк.
    Сделаем город Липецк лучше совместными усилиями
    .