Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Октябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 
    Архив сайта
    Май 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Март 2014 (1)
    Февраль 2014 (3)
    Январь 2014 (3)
    Декабрь 2013 (7)
    ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович - российский предприниматель Часть 2.
    Автор: Патриот_Липецка | 15-12-2011, 13:40


    Ко времени создания Товарищества передвижных выставок собрание Третьякова Павла Михайловича было уже хорошо известно любителям живописи и художникам. Ежегодно устраиваемые выставки передвижников (с 1871 года) стали источником пополнения коллекции Третьякова, и сами художники оказывали немалое содействие ему в этом. «Третьяков Павел Михайлович собирает картины русских художников чуть ли уже не 30 лет, — писал И.Н.Крамской. — Я знаю его давно и давно убедился, что на Третьякова Павла Михайловича никто не имеет влияния как в выборе картин, так и в его личных мнениях... Третьяков Павел Михайлович никогда не посещает мастерские художников в сопровождении лиц, которых можно было бы принять за суфлеров: он всегда один. Манера его держаться в мастерской и на выставках — величайшая скромность и молчаливость. Никто никогда не может сказать вперед, какая картина имеет вероятие быть им купленной».
    В конце 60 — начале 70-х годов у Павла Михайловича Третьякова возникает план создания галереи портретов выдающихся русских деятелей науки, литературы и искусства. До него такая простая мысль никому не приходила в голову. Первым, кажется, был заказан портрет Щепкина. Опасался Третьяков Павел Михайлович, уйдет старик из жизни и не останется потомкам изображения любимого артиста. Потом купил портрет Кукольника, портрет Гоголя... Потом начал заказывать, увлекая своей идеей лучших художников своего времени: В.Перова, И.Крамского, И.Репина. Третьяков Павел Михайлович сам заказывает портреты интересующих его лиц художникам, проявляя при этом удивительную человеческую мудрость и чутье. Третьяков Павел Михайлович писал письма писателям, уговаривая их позировать, некоторых упрашивал годами. В течение почти трех десятилетий, несмотря на все трудности, он, воплощая свой замысел, формировал портретную галерею. Без него не имели бы мы сегодня прижизненных портретов Гончарова, Л.Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского. Художник И.Е.Репин так писал об этой галерее: «Портреты, находящиеся у Вас, представляют лица, дорогие нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею».
    70—80-е годы XIX века — наиболее активный период формирования картинной галереи Третьякова Павла Михайловича. Это связано было и с успехом коммерческой деятельности его семьи, а, следовательно, с возросшими доходами, но в большей степени — с расцветом деятельности передвижников, созданием ими в этот период наиболее значительных работ. В эти годы были созданы такие выдающиеся полотна, как картины Ф.А.Васильева «Оттепель» и «Мокрый луг», Саврасова «Грачи прилетели», И.Н.Крамского «Христос», А.И.Куинджи «Березовая роща», И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын Иван»,»Царевна Софья», «Крестный ход», «Не ждали», «Отказ от исповеди», И.И.Шишкина «Рожь», «В лесу», «Горелый лес», В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «'Меншиков в Березове» и многие другие, составившие гордость и славу Третьяковской галереи.

     

    Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, Третьяков Павел Михайлович в 1874 году приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880 году. Третьякову Павлу Михайловичу удалось собрать целую галерею этюдов А.А.Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 году он приобрел у В.Д.Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В.М.Васнецова Третьяков Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира.
    Позднее, стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров XVIII — первой половины XIX веков. Почти никто из современников Третьякова Павла Михайловича не уделял такого внимания и интереса полотнам XVIII века, как он. Ему приходилось разыскивать картины по антикварным магазинам, уговаривать частных лиц уступить фамильные портреты в галерею. Таким образом, было собрано 36 полотен И.Никитина, А.Антропова, Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского, И.Аргунова.
    На рубеже 1870 — 1880-х годов Третьяков Павел Михайлович не ограничивался приобретением картин и этюдов. С этого времени в круг его интересов попадают и рисунки русских художников. К 1893 году в его коллекции их насчитывалось 471.
    В 1890-е годы у Третьякова Павла Михайловича начинает складываться собрание древнерусской живописи. Именно тогда широко распространяется интерес к иконам как к произведениям искусства. И Павел Михайлович, составляя национальную галерею, не мог не отдать должного древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И.Л.Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков Павел Михайлович приобрел 62 иконы.
    Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.

    В связи с пополнением коллекции остро встал вопрос о ее размещении. Собрание приобрело такую известность, что многие любители живописи желали бы с ним познакомиться, но расположенные в жилых комнатах полотна делали очень обременительным такие посещения для семьи Третьяковых.
    В 1872 году Третьяков Павел Михайлович принимает решение о строительстве специального помещения для коллекции (архитектор А.Каменский проектировал и строил галерею и все последующие пристройки к ней). Здание было закончено в 1874 году, и коллекция разместилась на двух этажах: второй этаж был отдан полотнам современных художников, а первый — работам старых мастеров. Дом в Лаврушинском переулке «достраивался» еще несколько раз: вторая пристройка была сделана в 1882 году, за ней последовала в 1885 — третья, в 1892 — четвертая. Весь верхний этаж галереи (4 зала) был отдан картинам художников XVIII — XIX вв., причем расположены они были в хронологическом порядке. Верхний свет, щиты в залах, на которых развешивали картины, давали возможность создать экспозицию, выдержанную и в тематическом, и в хронологическом плане, но в то же время показать картину в самом выгодном для нее ракурсе. На нижнем этаже в трех залах была размещена туркестанская и индийская коллекции В.В.Верещагина и один зал отдан графике.
    В 1892 году скончался младший брат Третьякова Павла Михайловича, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М.Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.
    По значимости своего собрания галерея вошла в один ряд с крупнейшими музеями России того времени. Она стала одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней почитали за честь не только русские люди, но и многие иностранцы, начиная от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.
    В августе 1892 года Третьяков Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
    «Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, — писал Третьяков Павел Михайлович в Московскую городскую думу, — ныне же приношу в дар... всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями».

    15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Третьякова Павла Михайлович и Сергея Михайловичей Третьяковых». По воспоминаниям современников, после передачи галереи Москве император Александр III хотел даже даровать Третьякову дворянство. Третьяков Павел Михайлович отказался.
    Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Третьяков Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. Например, в первый год он пополнил собрание тридцатью картинами, двенадцатью рисунками и мраморной статуей М.М.Антокольского «Христианская мученица». Немало времени и сил отдавал Третьяков Павел Михайлович изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893 года. «Иногда в галерее, — вспоминал художник М.В.Нестеров, — появлялся высокий, сухощавый человек, он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его «комочком», бережно стирал замеченную на картине пыль, шел дальше, говорил что-то двум служителям, бывшим при галерее, и незаметно уходил. Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков».
    Третьяков Павел Михайлович скончался в Москве 4 декабря 1898 года; погребен на Даниловском кладбище. В 1948 году его прах перенесен на Новодевичье кладбище.
    Вспомним, что первой картиной, которую купил Третьяков Павел Михайлович, уже зная точно, что будет собирать коллекцию русской живописи, была картина Шильдера «Искушение». Ее сюжет прост: в убогой комнате, у постели умирающей матери молодая девушка с негодованием отвергает браслет, который льстиво протягивает ей хитрая сводня, а где-то в глубине проступает лицо и самого коварного искусителя... Вероятно, Третьякова Павла Михайловича тронуло пусть наивное, но отражение реальной жизни. Сколько таких сводней и таких драм видел он сам в родном купеческом Замоскворечье. Но в этом выборе весь Третьяков Павел Михайлович. Третьяков Павел Михайлович говорил: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес… дайте мне хотя бы лужу, да чтобы в ней правда была».

    Уже тяжело больной Третьяков Павел Михайлович, в 1898 году едет в Санкт-Петербург на выставку, где делает последнюю свою покупку — эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем». Наверное,Третьякову Павлу Михайловичу было грустно смотреть на этот необозримый простор воды и неба, на старенькую церквушку, одиноко светящееся оконце, покосившиеся кресты забытых могил. Его самого уже сильно мучили боли, любимая жена также была тяжело больна, молчал и опустевший дом в Лаврушинском — дочери повыходили замуж, разъехались. Но вряд ли ему было страшно перед «Вечным покоем». Смерть ведь бесследно поглощает лишь тех, кто ничего не оставляет после себя. А он оставлял. И знал это.
    Сопоставляя начало коллекции — «Искушение» и венец ее — «Над вечным покоем», трудно избавиться от мистической символики этих двух названий.





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1925 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Липецка?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    L i p e c k m e n . r u
     Издательство: Я - патриот Липецка.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: 398050, г. Липецк, ул. Ленина, д.25
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта lipeckmen.ru рассказать о славной истории города Липецка, об известных жителях Липецка. Распространяя информацию о городе-металлурге Липецке, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Липецк.
    Сделаем город Липецк лучше совместными усилиями
    .