Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив сайта
    Май 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Март 2014 (1)
    Февраль 2014 (3)
    Январь 2014 (3)
    Декабрь 2013 (7)
    ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович - российский предприниматель Часть 1.
    Автор: Патриот_Липецка | 15-12-2011, 13:27


    Павел Михайлович Третьяков — купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи, родился в Москве 15 декабря 1832 года в потомственной купеческой семье. Как и многие люди его круга, получил домашнее образование. По свидетельству Стасова, «начиная с детства, Третьяков Павел Михайлович полюбил гравюры и литографии с историческими и вообще интересными сюжетами и ревностно собирал их, покупая большинство на рынке, в маленьких лавочках».
    С четырнадцати лет вместе с братом Сергеем занимался торговыми делами: семья владела сначала «лавками с палатками», а затем «магазином полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных». Позднее Третьяковы приобрели фабрики в Костромской губернии.
    Современники считали Третьякова Павла Михайловича «тихим и загадочным»: купец — а разносолов не любит, из года в год щи да каша в обед. Богат — но выездов не признает, никаких тебе балов, маскарадов, товарищеских пирушек, картишек за столом. Единственную «роскошь» себе доставлял — сигару в день. Всю жизнь проходил в сюртуке одного покроя. Время расписывал, как педант, по минутам. С юности до последнего часу — вставал в шесть утра, ложился в полпервого ночи. И на портретах лицо красивое, но слишком уж строгое. Вот Сергей, младший брат, совсем иной. Веселый, озорной, щеголь — ему папаша выволочку за высокие каблуки устраивал! Тих-то тих был Третьяков Павел Михайлович, да ведь никому никогда не удавалось сбить его с того, что считал правильным.
    Осенью 1852 года Третьяков Павел Михайлович, подведя итог ярмарочной торговле, едет в Петербург, который произвел на него неизгладимое впечатление. «Видел несколько тысяч картин! — с восторгом писал он матери. — Картин великих художников... Рафаэля. Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С.Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже и понятия». Восемнадцать дней в северной столице, восторженные впечатления от театров, выставок, посещение Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств окончательно утвердят его в решении собрать коллекцию картин. Томившее искушение станет идеей и смыслом жизни.

    Частное собрание картин Павла Михайловича Третьякова начинает складываться с 1856 года с приобретения у художника Шильдера небольшой картины «Искушение». С первых шагов собирательской деятельности он сосредоточил внимание на произведениях русских живописцев. С самого начала он хотел создать национальную художественную галерею. Нельзя не выразить восхищение тем, что этот грандиозный замысел принадлежал совсем еще молодому человеку и начинающему собирателю: Третьякову Павлу Михайловичу в ту пору было всего двадцать восемь лет, а в его коллекции — всего шесть картин русских художников.

    Первые картины размешались в жилых комнатах бельэтажа дома в Лаврушинском переулке, который занимала семья Третьякова Павла Михайловича. (Свою жену — Веру Николаевну из рода Мамонтовых Третьяков Павел Михайлович высмотрел совсем случайно... в ложе театра. Влюбился сразу, угадал мягкость, женственность характера. В окружении доброй, все понимающей жены, четырех любимых дочерей был счастлив многие годы). Коллекция активно пополнялась заказами художников. К 1860 году были приобретены полотна В.Г.Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», И.П.Трутнева «Крестный ход», А.К.Саврасова «Вид на Ораниенбаум», К.Н.Филиппова «Севастополь» и небольшие этюды А.Г.Гаравского, Н.Е.Сверчкова, И.И.Соколова. Уже в 1860 году Павел Михайлович составляет завещание, в котором определяет цель своей коллекционной деятельности: «... для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
    Исходя из поставленной перед собой задачи, в дальнейшем Третьяков Павел Михайлович подходил уже и к подбору картин в свою галерею не как любитель живописи, а как историк искусства, стараясь не пропустить чего-либо характерного и значительного для русской живописи. Поэтому он довольно часто приобретал не только то, что соответствовало его личному вкусу, но и то, что лично ему не нравилось, но казалось необходимым для полноты представления о художественных процессах, происходивших в России во второй половине XIX века. «Картинная галерея Третьякова Павла Михайловича мало похожа на другие русские галереи. Она не случайное сборище картин, она результат знания, соображения, строгого взвешивания и все более глубокой любви к своему дорогому делу», — писал Стасов.
    Третьяков Павел Михайлович все делал основательно, профессионально. Не имея специального искусствоведческого образования, всю жизнь жадный до знаний, он объездил Германию, Италию, Францию, Англию, Австрию, Скандинавию... Всюду посещал выставки, салоны, галереи, музеи. Это и были его университеты. Художественное чутье, тонкое и глубокое знание живописи, которым отличался Третьяков Павел Михайлович, было результатом большого труда по ее изучению. Третьяков Павел Михайлович часто посещал Петербург, бывал в мастерских художников, часто, много и долго беседовал с ними, постигая основы мастерства, специфику работы. Третьяков Павел Михайлович хорошо знал технологию живописи, свойства красок, умел крыть лаком картины, без помощи реставраторов удалял повреждения в холсте, заделывая трещины в красочном слое, промывал загрязненные холсты.
    Художники в Третьякове Павле Михайловиче видели не только простого покупателя картин, а друга и помощника. Поэтому, зная, что картина может попасть в галерею Третьякова Павла Михайловича, они часто уступали ее за более низкую цену, чем предполагалось ранее.
    В собрание Третьякова Павла Михайловича поступали наиболее ценные и примечательные произведения, в первую очередь — его современников. Свои приобретения Третьяков Павел Михайлович делал на выставках и непосредственно в мастерских художников. В 60-е годы галерея пополняется полотнами К.Д.Флавицкого «Княжна Тараканова», В.Г.Перова «Крестный ход», «Живописец-дилетант», «Фомушка-сыч», М.К.Клодта «Последняя весна», «Осень», «Закат», И.И.Шишкина «Рубка леса», В.И.Якоби «Привал арестанта» и многими другими.





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1851 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Липецка?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    L i p e c k m e n . r u
     Издательство: Я - патриот Липецка.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: 398050, г. Липецк, ул. Ленина, д.25
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта lipeckmen.ru рассказать о славной истории города Липецка, об известных жителях Липецка. Распространяя информацию о городе-металлурге Липецке, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Липецк.
    Сделаем город Липецк лучше совместными усилиями
    .