Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Архив сайта
    Май 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Март 2014 (1)
    Февраль 2014 (3)
    Январь 2014 (3)
    Декабрь 2013 (7)
    Село Бурдино. Вознесенская церковь, 1790 г.
    Автор: Патриот_Липецка | 13-11-2012, 19:14


    Село  Бурдино расположено в Тербунском районе Липецкой области  

    Телефонный код Бурдино, Лип. обл.: 47474
    Код ОКАТО: 42245816000
     

    Вознесенская церковь являлась самым древним каменным хра­мом города   после монастырской церкви во имя Успения Пресвя­той Богородицы и по   праву счи­талась одним из символов доре­волюционного Липецка.   «Замечатель­ная по древней архитектуре», она некоторое время была   соборным храмом города. Её священнослужители крес­тили, венчали и   отпевали тысячи лип- чан, начиная от простых мастеровых   железоделательных заводов и кресть­ян окрестных слобод и кончая самыми   знатными и богатыми горожанами. Се­годня, к сожалению, немногие из их   потомков знают историю Вознесенского храма, а само святое место, где   стояла церковь, подвергнуто поруга­нию. Там, где была его трапезная, уже   долгие годы располагается обществен­ный туалет, а в непосредственной   бли­зи от него возведен высотный жилой дом.

    А ведь Вознесенский храм имел очень интересную и сложную исто­рию.   Она неразрывно связана со ста­новлением Липецка как города.   Строи­тельство здесь в первой половине XVIII в. каменного соборного Вознесенского храма как бы подтверждает претензии слобо­ды Липские железоделательные   заво­ды на статус города. После строитель­ства в конце XVIII — начале   XIX в. нового соборного храма во имя Рождества Христова бывший   Вознесенский собор по-прежнему оставался особо любим жителями города.   Они непрестанно за­ботились о его благолепии, несколько раз расширяли и   перестраивали, жерт­вовали ценные иконы и церковную ут­варь. К   сожалению, история Вознесенского храма по причине малого количе­ства   сохранившихся документов и дру­гих источников восстанавливается медленно   и трудно.Строительство каменного храма в поселке Липских   железоделательных заводов стало насущной необходимос­тью в 1730-х гг. по   той причине, что де­ревянные церкви Рождества Христова и св. Димитрия   Солунского уже не вмещали возросшее количество прихо­жан. Поэтому и было   решено постро­ить новую более просторную церковь из более долговечного   материла.

       

    Вознесенская церковь обозначена на плане Липских железоделательных   заводов 1742 г. как вновь строящаяся. К 1751 г. строительство храма было   за­вершено, и в том же году главный пре­стол его освящён во имя   Вознесения Господня. Первоначально Вознесен­ская церковь не имела   сооружённых позднее приделов и колокольни. Храмовая часть выглядела как   двусветный четверик, перекрытый невысоким гранёным куполом с глухим   барабаном с луковкой и четырьмя малыми главками по углам. Фасад Вознесенскогохрама был декориро­ван по углам спаренными пилястрами с капителями коринфского   ордера, кра­сивыми наличниками, обрамляющими оконные проёмы и карнизом с   сухари­ками по верху четверика. С восточной стороны к храму примыкала   полукруг­лая апсида, перекрытая конхой, с запа­да — небольшая трапезная,   в которой был устроен дополнительный престол во имя святого   Великомученика и По­бедоносца Георгия — одного из самых почитаемых на   Руси святых.

       

    После строительства Вознесенского храма площадь, на которую он   выхо­дил, назвали Вознесенской, а улицу вдоль северного фасада —   Церковной. В конце 1770-х гг. церковь стала соборным храмом городка,   получившего в 1779 г. по указу императрицы Екатери­ны Великой   наименование Липецк, и являлась таковой до 1807 г., когда был освящён   главный престол нового со­борного храма во имя Рождества Хрис­това.

       

    В связи с этим 7 сентября 1810 г. был упразднён третий священнический   штат Вознесенского храма, указ о чем был получен в Липецке 14 сентября.   Священно- и церковнослужители Воз­несенской церкви после учреждения в   1805 г. генплана Липецка получили уча­стки земли в 59-м квартале. Причту   храма принадлежал необходимый для пропитания участок земли за   предела­ми города. Так, по данным на 1788 г. па­шенной земли было 29   дес. 1 776 саж., сенного покосу — 3 дес. Под просёлоч­ными дорогами — 1   дес. 616 саж, а все­го — 33 дес. 2 392 саж. Вознесенскую церковь всю   вторую половину XVIII столетия, до строительства Христорождественского   собора, в народе про­сто назвали каменной, в отличие от других   деревянных храмов города.

       

    С Вознесенским храмом долгое вре­мя связывали историю рода А.С.   Пуш­кина. С «легкой» руки воронежского краеведа Михина, написавшего в   од­ной из липецких газет в 1937 г. статью к 100-летию гибели Пушкина,   родилось предположение, что 9 ноября 1772 г. именно в Вознесенской   церкви венча­лись Осип Абрамович Ганнибал и Ма­рия Алексеевна Пушкина —   дедушка и бабушка великого поэта.

       

    А в 1960-е гг. эта версия получила ещё одно подтверждение —   считалось, что у стен Вознесенского храма во вре­мя его варварского   уничтожения и ок­ружавшего его старейшего некрополя города Липецка   найдена чугунная над­гробная плита с могилы прадеда по ма­теринской   линии А.С. Пушкина — .Алексея Фёдоровича Пушкина и двух его малолетних   детей. Надпись на пли­те гласит: «1777 году ноября 5 дня преставися раб   божий капитан Алексей Фёдорович Пушкин по полудни в 4 ча­су родился в   1717 году марта 3 числа а по левую сторону тут же дети ево Алек­сандр   асми лет Маркел полутора году». В нижней части плиты помещалось   изображение Голгофы. По сохранив­шейся легенде этого события, надгро­бие   вместе со строительным мусором и грунтом было вывезено на свалку,   от­куда перекочевало в качестве ступени в один из частных домов Липецка,   где и было обнаружено краеведами и пере­дано в областной музей.

       

    Однако найденные недавно метри­ческие книги Вознесенской церкви за   1772 г. версии о связи храма с Пушки­ными не подтверждает — записи о   вен­чании А. Ганнибала и М. Пушкиной там нет. Более того, кладбище у   стен Вознесенской церкви как и другие кладбища у городских храмов страны   прекратило свое существование после указа 1771 г. императрицы Екатерины   Второй, а смерть Алексея Фёдоровича Пушкина зафиксирована в   метричес­кой книге Покровской церкви с. Коре­нёвщино, где располагалось   его име­ние и где он провел последние дни жизни, прикованный к постели   тяж­кой болезнью. Однако полностью от­вергать легендарные версии, пока   нет объяснения, как попала сюда надгроб­ная плита и где состоялось   венчание дедушки и бабушки великого поэта, преждевременно.

       

    В 1811 г. Вознесенский храм сильно пострадал от пожара, в огне   погибли все церковные документы, в том числе метрические книги. Вознесенскаяцерковь быстро восстановили, и уже в 1812 г. рассмат­ривался вопрос о сооружении   при хра­ме каменной колокольни под надзором архитектора липецкого   курорта Славинского. Ходатайствовали об этом пе­ред церковными и   светскими властями староста Вознесенского храма «меща­нин Андрей Ильин   сын Ларин и почёт­нейшие из прихожан».

       

    Тогда же, видимо, и было начато строительство колокольни, а вот   завер­шал его уже новый староста — купец Пётр Юров, что видно из   документов Тамбовской духовной консистории 1816 г., в которых   упоминаются его по­купки строительных материалов.

       

    Колокольня была выстроена трёхъ­ярусной, венчал её высокий шпиль.   Высота колокольни до карниза состав­ляла 13 саженей, а высота со шпилем —   44,7 аршина. Нижний ярус колокольни украшали спаренные пилястры и   кар­низы, которые венчали щипцы с круг­лым окном в центре. Арочные   проёмы второго яруса были обрамлены парны­ми колоннами, поддерживающими   массивный карниз. Проёмы звонов третьего яруса украшали одиночные   колонны. Колокольню венчали неболь­шие фронтоны и маленький купол с   главкой, на которой был установлен высокий шпиль с крестом. Видимо в это   же время в трапезной был устроен второй придельный алтарь во имя   Ар­хистратига Божия Михаила. Настоя­щим событием в это время стало   посе­щение храма Преосвященным Ионой (Василевским), епископом Тамбовским   и Шацким. Каменная величественная Вознесенскаяцерковь греческой архитектуры,   зани­мавшая выгодное положение на подъе­ме Воронежской горы, наверняка   про­извела на тамбовского архиерея благо­приятное впечатление.

       

    В 1832 г. священники Павел Красивский и Николай Вановский подавали прошение о построении при Вознесенском храме свечной лавки.

       

    В середине XIX в. назрел вопрос о расширении Вознесенской церкви за   счёт строительства приделов к храмовой части и перенесения туда из   не­большой по размерам трапезной Ар­хангельского и Георгиевского   престо­лов. Прошение на перестройку храма было подано церковным   старостой Пе­тром Семёновичем Нифонтовым 20 ок­тября 1841 г. Но проект   был выполнен архитектором коллежским регистрато­ром Василием Ефремовым   только к 24 января 1844 г. После этого почти полго­да заняло   рассмотрение его Тамбов­ской духовной консисторией. Лишь в сентябре 1844   г. прошение о распространении храма было подано Преосвя­щенным   Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским и Шацким, в Святейший   Синод.

       

    В Петербурге — в Синоде и Минис­терстве внутренних дел — проект на   перестройку Вознесенского храма рассматривался в течение 1844—1846 гг.   Департамент путей сообщения потре­бовал представления дополнительных   чертежей, так как на проекте не были показаны существующие стены.   Пере­писка о представлении чертежей дли­лась долго, так как уездный   землемер уклонялся от их исполнения, боясь от­ветственности, а больше их   выполнить было некому. Но, наконец, проект был доведен до соответствия,   и 29 января 1846 г. Управление путей сообщения и публичных зданий   Департамента ис­кусственных дел МВД получило сооб­щение обер-прокурора   Синода графа Н.А. Протасова: «Государь Император по Всеподданнейшему   докладу моему Высочайше 24 января сего года соизво­лил утвердить проект   на распростране­ние существующей в г. Липецке Там­бовской губернии   Вознесенской церк­ви». О чём 28 февраля т. г. последовал указ Синода. По   утверждённому про­екту предполагалось расширить храмо­вую часть на   север и юг за счёт прист­роек и устроить в них придельные ал­тари.   Однако уже после «Высочайшего утверждения» проекта прихожане   Вознесенского храма решили соорудить в намеченных пристройках ещё и   апси­ды, чтобы все три алтаря стояли в один ряд. Находя эту причину   отступления от первоначального, «Высочайше ут­вержденного» проекта   уважительной (так как это и более красиво, и более удобно для   богомольцев), епископ Там­бовский Николай повелел составить новый   проект, который и был вскоре исполнен местным архитектором.

       

    В октябре 1846 — январе 1847 гг. этот новый проект был рассмотрен в   соответствующем Департаменте МВД и признан «по неблаговидности   пред­положенных взамен Высочайше ут­вержденных пристроек к церкви   неудовлетворительным». Петербургско­му архитектору было поручено   соста­вить ещё один проект, учитывающий пожелания прихожан Вознесенского   храма, который «Высочайше утверж­ден» для исполнения 27 февраля 1847 г.   Весной того же 1847 г. начато строи­тельство, а к 1850 г. Вознесенская   церковь, согласно проекту, распрост­ранена крестообразно путём   прист­ройки приделов с двумя апсидами и крыльцами с сенью. Тогда же храм   был украшен дополнительными главками, венчавшими щипцы приделов и   алтар­ные апсиды. Строителем выступил по­мещик села Семёновка Липецкого   уез­да надворный советник Алексей Замя­тин. По завершении строительства   об­щая длина храма с колокольней соста­вила 21 саж. 11 верш., наибольшая   ши­рина 12 саж. 2 арш. 12 верш., а высота до карниза — 6 саж. 2 арш. В   1850 г. в Вознесенском храме устроено было отопление, которое   осуществлялось двумя духовыми печами.

       

    В придельных алтарях после завер­шения строительных и отделочных   ра­бот были заново освящены престолы: в левом — во имя Архистратига   Михаи­ла, в правом — во имя св. Георгия По­бедоносца. Расширение храма   при­шлось очень кстати: приход Вознесен­ской церкви сильно увеличился и   стал насчитывать 189 дворов с проживаю­щими в них 698 мужчинами и 730   жен­щинами. Гости города, посещавшие в это время Липецк, отзывались о   Возне­сенской церкви следующим образом: «...обнесена оградой, просторная   и прилично украшенная». Заслуга в этом принадлежала не только причту   храма, но и его старосте. Так, в 1876 г. ктитор Вознесенского храма липецкий купец 2-й гильдии Иван Болховитинов был «Высочайше пожалован»   золотой медалью на Станиславской ленте за многолетние труды по   благоукрашению церкви.

       

    В марте 1887 г. священник Возне­сенской церкви Михаил Сеславинский   заполнил метрику — анкету, прислан­ную Императорской Русской   археоло­гической комиссией для сбора инфор­мации обо всех храмах России,   пред­ставляющих исторический и художе­ственный интерес. Ряд ответов,   данных настоятелем храма на вопросы этой метрики, позволяют нам   представить некоторые особенности внешнего и внутреннего устройства,   отделки и ин­терьера Вознесенской церкви. Постро­ена она «из кирпича, но   внутри стен, как оказалось при перестройке, как рассказывают, есть   камень известко­вый, местный. Стены выложены сплошною кладкой, цемент   положен тонким слоем, кирпич тяжеловесный <...> Кровля на   настоящей и на коло­кольне на сводах, а на трапезной на стропилах, на   колокольне и настоящей дуговая в 8 скатов, а на трапезной в 2 ската, на   настоящей и трапезной кры­ша из простой жести, крашеная, а на колокольне   из белой жести. Глав 5, пи­рамидально-шатровых, крыты белой жестью   <...> Кресты на главах четы­рёхконечные. Крест на куполе медный, с   цепями, короною наверху и с полулунием у подножия. Окна продолгова­тые,   в среднем алтаре их три, в боко­вых — по одному с дугообразными   пе­ремычками, в северном предалтарии с трапезной — 7, а в южном — 8, с   пря­мыми перемычками, наличники снару­жи гладкие, кирпичные, с отливами   снаружи, решётки железные». С трёх сторон церкви — со стороны   колоколь­ни и при двух боковых входах — была устроена паперть. Внутри   храм устро­ен крестообразно. Главный алтарь, на­ходящийся посредине,   отделялся от храмовой части «толстою каменной стеной с тремя пролётами. А   боко­вые — деревянным иконостасом». По перенесении Архангельского и   Георги­евского алтарей из трапезной в приде­лы, в стене, отделяющей   трапезную от настоящей, сделаны два боковых ма­лых пролёта. «Трапезная в   виде палаты отделяется от настоящей каменной стеной с тремя (после   распростране­ния 1847 — 1850 гг. — Прим. авт.) пролё­тами. В настоящей   своды коробчатые без столбов, в южной и северной сте­нах для боковых   приделов устроены большие арки без столбов, в трапезной своды тоже   коробчатые, на 4 столбах <...> Алтарь троечастный, разделённый   двумя поперечными стенами, с пролё­тами. В самом храме есть 4 голосника в   стенах под карнизами. Пролёты глав­ного алтаря увеличены в ширину и   вы­шину, а в северной и южной стенах этого алтаря проделаны арки для   сооб­щения с придельными алтарями <...> Над главным престолом   деревянная сень позднейшей работы, украшенная резьбой <...>   Иконостас с колоннами, из дерева, резьба на белом фоне изоб­ражает   большей частью виноградные лозы, листья и кисти, имеет 4 яруса». Все   стены внутри Вознесенской церк­ви были расписаны живописными ико­нами во   второй половине XIX столетия, а все иконы главного и придельных   иконостасов — «иконной живописи, конца прошлого или начала нынешнего   столетия (XVIII —XIX в. — Прим. авт.)».   

       

    К 1892 г. число дворов в приходе Вознесенской церкви выросло до 316,   прихожан мужского пола насчитыва­лось 864, женского — 897 душ. В 1891 г.   было принято решение прору­бить в западных стенах храмовой части два   дополнительных окна для увеличе­ния освещённости.

       

    В 1894 г. производилось «поновление» иконостаса главного   Вознесен­ского алтаря, а общество приказчиков Липецка «соорудило» в   храме икону св. Николая Чудотворца в память спасе­ния государя   императора Николая Александровича при покушении на его жизнь в Японии.   При этом было поло­жено за правило каждый воскресный день служить перед   этой иконой моле­бен с акафистом святителю Николаю. Главный иконостас   Вознесенского храма имел длину 5 саж. 13 верш., вы­соту 5 саж. 2 арш. 10   верш, и был оце­нен в 1910 г. в 3 000 руб. Два придель­ных иконостаса   имели ширину 3 саж. 6 верш., высоту 8 арш. 5 верш, и оцени­вались каждый   в 1000 руб.

       

    Главной святыней бывшего Возне­сенского собора являлась чтимая не   только прихожанами, но и всеми жите­лями Липецка как явленная и   чудо­творная Казанская икона Божией Ма­тери. Почитание этого образа   липчанами было настолько велико, что указом Святейшего Синода разрешено   было ходить с ним по всем приходам города.

       

    Между старожилами сохранялось пре­дание, что на колокольне   Вознесен­ской церкви сами собой звонили коло­кола, когда Казанская икона   Божией Матери «была подносима к Липецку некоею благотворительною   деви­цею».

       

    Другими достопримечательностями Вознесенской церкви были   восьмико­нечный серебряный вызлащенный крест 1782 г. На лицевой стороне   его располагалось художественной работы распятие, на оборотной — ветви с   лис­тьями, цветами и плодами миндаля. Хранилось в храмовой ризнице и   кова­ное серебряное вызолоченное Еванге­лие издания 1779 г. «Обложка   высокой художественной работы одинаковой с крестом».

       

    Храмовая библиотека насчитывала в начале XX в. 145 томов, в ризнице   хранились копии с метрических книг с 1812 г. В храме ещё до революции   было смонтировано электрическое освеще­ние. На звоннице Вознесенского   храма было 7 колоколов — 3 больших и 4 ма­лых, все они приобретались   после 1811 г.

       

    В приходе Вознесенского храма, по данным на 1910 г., числилось 323   двора с 915 душами мужского и 925 женского пола. В 1917 году количество   прихо­жан уменьшается: мужчин — до 838, женщин — до 896.

       

    В начале XX в. причт Вознесенского храма владел 74 десятинами 567 кв.   са­женями пахотной плодородной земли. Из них 34 десятины находились в 6   вер­стах от храма, а 40 десятин — в 50 вер­стах. Вся земля сдавалась в   аренду и приносила в год 1 330 руб. дохода. Храму принадлежали каменный   двухэ­тажный дом, в котором размещалась церковно-приходская школа,   камен­ное помещение бывшей свечной лав­ки, деревянный флигель, где   находи­лась просфорня, а также кирпичная сторожка, пристроенная к южной   сте­не церкви и тесовый сарай.

       

    Церковно-приходская школа нача­ла действовать при храме с 1886 г.,   на­ходясь в это время в наёмной квартире. Собственное здание для школы   было построено после 1899 г., в котором Вознесенский храм и   церковно-приходскую школу, где обучалось до 100 чело­век, посетил   Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий.

       

    По свидетельству современника, со­провождавшего Преосвященного   Ки­рилла (Смирнова), епископа Тамбов­ского и Шацкого, при обозрении   хра­мов и церковно-приходских школ Ли­пецка в 1910 г., школа   Вознесенской церкви помещалась "...в довольно про­сторном, светлом и   чистом собствен­ном каменном здании; в настоящее время в видах   расширения школы тру­дами и заботами о. настоятеля сделана к   существующему зданию большая пристройка... Успехи детей найдены   отличными. Все учащиеся относятся к своим обязанностям с примерным   усердием. В 1916 г. в Вознесенской церковно-приходской школы обуча­лись   62 мальчика и 59 девочек, законо­учителями были приходские священ­ники, а   учителями — Мария Васильев­на Уварова и Елена Михайловна Ястребцева.

       

    Будучи соборным, в конце XVIII — начале XIX в. Вознесенский храм имел   в своем штате трёх священников. По­сле того как храм стал приходским,   указом от 7 сентября 1810 г. третий свя­щенник был переведён в штат   Христорождественского собора. А в 1837 г., после освящения первого   престола Троицкой церкви, второй священник был переведен в штат   новопостроенно го храма. Лишь в 1861 г. была возвра­щена в штат   Вознесенской церкви вто­рая священническая вакансия. И вплоть до   революции её церковный причт состоял из двух священников, диакона и двух   псаломщиков.

       

    Из настоятелей Вознесенской церк­ви следует особо отметить протоиерея   Михаила Трофимовича Сеславинско­го, прослужившего в храме 44 года.   Ро­дился он в 1840 г. в семье священника с. Подболотье Елатомского уезда   Там­бовской губернии. По окончании Там­бовской духовной семинарии 8   сентяб­ря 1862 г. был рукоположен в священ­ника на третью вакансию к   Троицкой церкви города Липецка «с особым обеспечением его содержания,   выра­женном в прошении прихожан». В 1864 г. о. Михаил был перемещён к   Вознесенскому храму, в котором и прослужил до 1908 г. Более 20 лет он   яв­лялся законоучителем Липецкой жен­ской прогимназии, с 1886 г. состоял   за­коноучителем церковно-приходской школы при церкви. 30 декабря 1904   г. за 40-летнюю беспорочную службу и 18 лет преподавательской работы в   церковно-приходской школе он был награжден орденом св. Анны III   степе­ни. Скончался протоиерей и кавалер Михаил Трофимович Сеславинский   18 октября 1908 г. Похоронен на Преоб­раженском кладбище, являвшимся   приходским для Вознесенской церкви.

       

    На месте настоятеля Вознесенского храма о. Михаила сменил Семён   Ива­нович Щёголев, родившийся в семье пономаря архидиаконской   Стефановской церкви г. Тамбова в 1850 г. В 1872 г. окончил Тамбовскую   духовную семинарию. С 1881 г. — священник с. Сычевка Козловского уезда   Тамбов­ской губернии. В 1886 г. был переведён к Вознесенской церкви г.   Липецка. С этого же года о. Семён состоял заведу­ющим и законоучителем   церковно­приходской школы при храме. Кроме того, он много лет преподавал   Закон Божий в Липецкой женской прогимна­зии, а затем и гимназии, в   приходском училище, был членом правления Ли­пецкого духовного училища,   членом отделения епархиального училищного совета, духовным следователем.   За свое пастырское служение и законоучительскую деятельность Семён   Ива­нович Щёголев был награжден набед­ренником (1886 г.), скуфьей (1891   г.), камилавкой (1899 г.), наперсным крес­том (1906 г.), орденом св.   Анны III сте­пени (1914 г.), саном протоиерея (1917 г.).

       

    Протоиерею Семёну Ивановичу Щёголеву и второму священнику Вла­димиру   Дмитриевичу Гумилевскому довелось встретить в Вознесенском храме грозные   события 1917 г., кото­рые принесли старому липецкому со­бору, как и   другим храмам, лишь беды и лишения. Сначала переименовали Вознесенскую   площадь в Красную, за­тем, в 1919 г., советские органы рекви­зировали   здания церковно-приходской школы и просфорни.

       

    В конце февраля 1922 г. по требова­нию новой власти в Вознесенской   церкви составлена опись церковной серебряной утвари, включающая 81   предмет. Среди них: «образ Вознесе­ния Господня в серебряной   позолочен­ной ризе с такими же венцами, образ Богоматери „Всех скорбящих   радость" в серебряной позолоченной ризе с та­кими же венцами, образ   Покрова Божией Матери в серебряной позолочен­ной ризе с такими же   венцами, образ Предтечи вместе с апостолом Павлом, свв. Николаем и   Дмитрием Ростов­ским, риза на образе серебряная вызо­лочена с такими же   венцами, стразами и камнями, образ Господа Вседержите­ля в серебряной   ризе, образ Распятие Спасителя вызолочен, образ Спасите­ля в серебряной   ризе, образ святого Архистратига Михаила в серебряной ризе, образ   Корсунской Богоматери в серебряной ризе, образ Казанской Божией Матери в   серебряной позолочен­ной ризе с камнями (с бриллиантовой звездой с   большим бриллиантом в 2 ка­рата и малыми по 1/8 карата, которые были   изъяты 13 марта 1922 г.), запрес­тольный образ Казанской Божией Ма­тери в   серебряной вызолоченной ризе, икона Спасителя в серебряной   вызоло­ченной ризе с камнями и таким же вен­цом, Георгия Победоносца в   серебря­ной вызолоченной ризе, икона „Плач Богородицы" в серебряной   вызолочен­ной ризе, икона двунадесятых празд­ников в серебряной   вызолоченной с эмалевыми украшениями ризе, икона Скоропослушница в   серебряной вызо­лоченной ризе, икона Тихвинской Бо­гоматери в серебряной   вызолоченной ризе <...> икона великомучениц Варва­ры и Екатерины в   серебряной ризе, икона „Всех скорбящих радость" в се­ребряной ризе,   икона Божией Матери „Взыскание погибших" в серебряной ризе». Кроме того,   в опись были вклю­чены 4 серебряных позолоченных кре­ста, три   серебряных ковчега, два из ко­торых украшены стразами и вызолоче­ны, две   дароносицы серебряных с по­золотой, 4 потира серебряных с позо­лотой и   серебряные приборы к ним (дискосы, звездницы, лжицы, тарелоч­ки), два   Евангелия с серебряными крышками, два — с серебряными на­кладками, два   кадила серебряных, 16 лампад серебряных, стаканчик сереб­ряный   вызлащенный и т. д."

       

    Сама процедура изъятия состоялась 17 марта 1922 г. Общий вес изъятой   се­ребряной утвари составил 5 пудов 4 фунта 59 золотников 11 долей,   серебра и камней на 49 миллионов 960 тысяч рублей, в том числе 13   окладов икон ве­сом 4 пуда 14 фунтов 71 золотник; 99 бриллиантов, 72   осколка бриллиантов, 1 алмаз.

       

    Сразу же после изъятия церковный совет ходатайствовал перед властями о   возвращении ковчега и потира из главного алтаря и замене их равноценным   количеством серебра.

       

    Включённый в состав комиссии как представитель музея и эксперт в   дан­ной области, липецкий краевед прихо­жанин Вознесенского храма Михаил   Павлович Трунов пытался спасти хотя бы часть духовных и художественных   ценностей при составлении описей и в процессе изъятия. Однако всё, что   пер­воначально удалось отстоять при кон­фискации, потом всё равно было   рек­визировано. 26 мая того же 1922 г. были изъяты 3 оклада икон весом   39 фунтов 82 золотника. Всё ценное, что ещё ос­тавалось в храме после   изъятий 1922 г., было разграблено позднее, при закры­тии Вознесенской   церкви.

       

    В 1926 г. Тамбовским обществом краеведения бывший Вознесенский собор как древний памятник истории и культуры был включен в список   архи­тектурных зданий, подлежащих охра­не. На некоторое время это   защищало древний храм Вознесения Господня от уничтожения. Но никак не   могло спас­ти его от закрытия, которое стало лишь вопросом времени.

       

    В 1931 г. местные власти Липецка организовали кампанию с целью   за­крытия городских церквей. Были про­ведены собрания «трудящихся» и   сбор их подписей в поддержку этой акции, организованы публикации в   газетах о необходимости переоборудования церквей «под другие нужды»,   отвечаю­щие целям и задачам новой власти. Вознесенскую церковь предложено было занять под исторический музей и библиотеку. В том же   году, 22 мая, состоялся торжественный пленум Ли­пецкого горсовета, на   котором был по­ставлен вопрос о закрытии Христорождественского собора и   Вознесен­ской церкви. В итоге было принято по­становление о закрытии   этих храмов и возбуждении ходатайства перед облис­полкомом ЦЧО об   утверждении реше­ний пленума Липецкого горсовета. Постановлением   секретариата испол­кома ЦЧО от 2 сентября 1931 г. Вознесенская церковь была закрыта. Часть храма передали под центральную биб­лиотеку, а   большую часть — «Осавиахиму» под оборонную работу. 10 мар­та 1932 г.   президиум ВЦИК Советов ут­вердил постановление президиума об­лисполкома   ЦЧО о ликвидации Христорождественского собора и Вознесен­ской церкви.

       

    Последним настоятелем Вознесенского храма был Владимир Дмитрие­вич   Гумилевский. Он родился в 1878 г. в семье священника. В 1899 г. по   окон­чании Тамбовской духовной семина­рии он был определён во диакона в   с. Вознесенский Завод Темниковского уезда Тамбовской губернии. В том же   году рукоположен в священника с. Нижняя Байгора, Падворки тож Усманского   уезда, где прослужил до 1908 г. С этого времени он служил в   Вознесенской церкви Липецка, снача­ла вторым священником, затем   насто­ятелем храма. До революции о. Влади­мир успел проявить себя как   законо­учитель церковно-приходской школы при храме и мужского   приходского училища, в качестве члена и секрета­ря комиссии по   строительству Липец­кого духовного училища, преподавате­ля и члена   правления того же духовно­го училища, казначея и делопроизво­дителя   местного отделения епархиаль­ного училищного совета, члена казна­чейства   липецкого отделения Всерос­сийского общества попечения о бе­женцах.   Награжден был набедренни­ком (1904 г.), скуфьёй (1907 г.), ками­лавкой   (1914 г.), наперсным крестом (1917 г.). А в 1930 г. о. Владимир был   выселен из собственного дома близ церкви, конфискованного властью, а   вскоре лишен и храма. Последние го­ды, по воспоминаниям липчан,   свя­щенник проживал в какой-то полупод­вальной каморке в доме своих   прихо­жанок и служил настоятелем Преоб­раженской церкви. 27 июля 1937 г.   «служитель культа» Владимир Дмит­риевич Гумилевский был арестован в   числе других, практически последних, липецких священников — участников   «контрреволюционно-монархической группы», возглавляемой епископом   Александром (Тороповым). После не­скольких допросов по стандартной схеме   и показаниям двух свидетелей за антисоветскую деятельность он был   приговорен к расстрелу 15 октяб­ря 1937 г.

       

    Первое время после закрытия Вознесенского храма, вопреки   первона­чальному решению, здание использо­валось в основном для ссыпки   хлеба. Поэтому в письме городским властям 28 сентября 1936 г. верующие   просили возвратить им Вознесенскую церковь и писали, что никакой   библиотеки в церкви нет, а Осовиахим занимает лишь часть храма.   Безрезультатно. Затем, по воспоминаниям старожилов, часть храма была   превращена в тир... В 1944 г. Вознесенскаяцерковь использовалась под ма­стерские   артели «Искра», занимавшей­ся ремонтом бытовых металлоизделий и   производством инструментов для об­работки кожи.

       

    Решение исполкома Липецкого гор­совета от 25 сентября 1956 г. стало   окончательным приговором Вознесенскому храму: "Здание бывшей   Вознесенекой церкви, расположенное на трассе трамвая, как пришедшее в   вет­хое, аварийное состояние снести в срок до 15 октября 1956 г. Снос   здания и уборку материалов возложить на ар­тель «Искра». Но уничтожение   храма началось ещё раньше — с разрушения колокольни. Алтарная апсида и   крыль­ца храма были разобраны в 1956 г. К 1959 г. была разрушена   храмовая часть. А в начале 1960-х гг. полностью уничто­жено то, что ещё   оставалось от некогда прекрасного здания Вознесенского храма.

       

    Но просто уничтожения православ­ной святыни оказалось недостаточно.   Видимо, богоборческая власть сочла необходимым совершить ещё и   кощунст­во, осквернив само святое место. Реше­нием горисполкома №473 от   7.11.1972 утверждена смета, а решением № 652 от 22.9.1972 разрешено   строительство общественного туалета на том месте, которое было свято для   многих поколе­ний липчан, где ещё совсем недавно располагался   Вознесенский храм. Как объясняли архитекторы, строи­тельство именно на   этом месте связано с тем, что здесь заканчивались демон­страции   трудящихся. Действительно, здесь финал демонстрации — невидан­ное   кощунство — демонстрации пре­данности безбожной власти и идеям   интернационализма!

       

    За это «выдающееся» дело работни­ки Управления главного архитектора   г. Липецка дважды получили пре­мии — 3 и 29 ноября того же года.   По­следняя награда — в день ввода в экс­плуатацию объекта, столь   необходимо­го советскому народу. Женская часть коллектива за особое   усердие получи­ла премию в следующем году, ко дню 8 Марта...

       

    Так закончилась история первого каменного соборного храма Липецка.   Когда же богоборческие времена про­шли и настало время восстановления   порушенных святынь, многие верую­щие обрели надежду увидеть   возрож­денным и Вознесенскую церковь.

       

    Однако пока их чаяниям не суждено сбыться. И священноначалие, и   краеве­ды неоднократно в последние годы требовали от городских властей   прекра­тить кощунство над святым местом и очистить площадь, где стоял   Вознесен­ский храм, для его восстановления. От­ветом на это стало   строительство вплотную к храмовой территории элитного высотного дома.   Существует опасность и перепрофилирования об­щественного туалета на   месте трапез­ной церкви в более «безобидное», но не менее гибельное для   самой идеи вос­становления Вознесенского храма за­ведение. Что мы   сделаем для того, что­бы наши потомки смогли увидеть воз­рожденную   святыню, которую в дья­вольском угаре порушили наши пред­ки?

       

     

     

     





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 2498 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Липецка?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    L i p e c k m e n . r u
     Издательство: Я - патриот Липецка.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: 398050, г. Липецк, ул. Ленина, д.25
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта lipeckmen.ru рассказать о славной истории города Липецка, об известных жителях Липецка. Распространяя информацию о городе-металлурге Липецке, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Липецк.
    Сделаем город Липецк лучше совместными усилиями
    .