Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Календарь
    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Архив сайта
    Май 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Март 2014 (1)
    Февраль 2014 (3)
    Январь 2014 (3)
    Декабрь 2013 (7)
    Село Большой Хомутец. Троицкая церковь, 1880 г.
    Автор: Патриот_Липецка | 21-11-2012, 19:38


    Адрес: Россия, Липецкая область, Добровский район, село Большой Хомутец

    Троицкая церковь «по своему наружному виду и внутрен­нему благолепию»   по праву принадлежала к самым вели­чественным и красивым хра­мам не   только города Липец­ка и его уезда, но и всей Тамбовской епархии. Троицкая церковь находилась на Новоба­зарной площади города, куда в XIX в. переместился   городской рынок и где ежегодно 23 апреля проводилась Геор­гиевская   ярмарка. Ныне часть этой площади занимают Коммунальная пло­щадь и улица   Барашева, а на месте хра­ма находится футбольное поле стадио­на   «Металлург».

    История строительства Троицкой церкви начинается 24 января 1828 г.   Липецкий купец Хренников от лица до­верителей — липецких купцов и мещан —   обратился тогда к епископу Там­бовскому Афанасию с просьбой о   доз­волении построить «на новой Базарной площади вновь каменным зданием   цер­ковь во имя Св. Троицы с двумя приде­лами, первым — образа Божией   Мате­ри „Всех скорбящих радость", и вто­рым — Рождества честного   славного Пророка и Предтечи Крестителя Гос­подня Иоанна». Проситель   сообщал, что некоторые из доверителен и раз­ные благотворители   «пожертвовали суммы до десяти тысяч рублей; сверх того приготовлено   двести тысяч кирпи­ча». От лица доверителей он обещал обеспечить церковь   необходимым количеством земли, в том числе под клад­бище, а также   построить дома для причта.

    Вместе с прошением были представлены план и фасад Троицкой церкови.   Сообща­лось, что «место, предполагаемое для построения церкви    удобное и способное на торговой площади от   обывательских домов в длину восемь­десят, а в ширину шестьдесят сажен,   вольнонаёмный питейный дом состоит в 64 саженях, и тот не в виду — за   име­ющимися выстроенными по плану тор­говыми лавками».

    Но богоугодное желание липецкого купца не сразу нашло поддержку даже в   самом Липецке. Некоторые священ­ники соседних городских приходов   вы­сказались против строительства ново­го храма, не желая уменьшения   коли­чества своих прихожан, а следователь­но, и доходов. Учитывая это   обстоя­тельство, Тамбовская духовная консис­тория, прежде чем дозволить   купцу строительство, просчитала количество дворов в приходах городских   церквей. И только найдя их достаточным, 8 янва­ря 1830 г. разрешила   строительство.

    Епископ Тамбовский Евгений от­правил доношение об этом в Святей­ший   Синод, которое было получено в ноябре 1830 г. и рассмотрено Синодом 21   января 1831 г. В результате 6 февра­ля 1831 г. была наложена резолюция:   «построить дозволить» и «к Преосвя­щенному Тамбовскому для надлежащего   исполнения послать указ».

    Предварительно проект необходи­мо было представить на утверждение в   Строительный комитет Министерства внутренних дел. 11 марта чертежи бы­ли   переданы в Строительный комитет, но не хватало ситуационного плана и   привязки на местности. Указом Сино­да от 24 марта недостающие чертежи   были затребованы и получены 22 июня того же года. 20 июля Строительный   комитет рассмотрел чертежи и нашел фасад «неблаговидным, а самый план   неудобным  Вследствие сего оный комитет составил новый проект   для по­строения церкви», выполненный архи­тектором А.И. Мельниковым в   русско-византийском стиле и представленный в Святейший Синод   оберпрокурором князем Мещерским. Этот план и был утверждён.

    Началу строительства Троицкого храма предшествовал чудесный слу­чай,   известный в то время многим жи­телям города. Зимой 1829 г. в 10 часов   утра липецкие купцы и мещане, нахо­дившиеся на Старобазарной площади (в   полуверсте от Новобазарной, ны­не — пл. Революции), в течение получаса   наблюдали необычайное явление. То появляясь, то исчезая, в небе ярко   сиял позолоченными куполами, усы­панными звёздами каменный пятигла­вый   храм. И именно на том месте, где позже появилась Троицкая церковь.   Свидетелями этого события были око­ло 20 человек, которые, сняв шапки и   осеняя себя крестным знамением, бла­гоговейно смотрели на это чудо.   Со­гласно тому же источнику, ничего не знавший об этом видении липецкий   купец, потомственный почётный граж­данин и купец второй гильдии Алексей   Петрович Хренников (родился в быв­шем городе Романове в 1788 г.,   скон­чался 24 мая 1865 г. в Липецке. — Прим. авт.) и взялся за   хлопоты по строитель­ству храма. Хренников вёл торговлю скотом, салом,   хлебом, содержал мель­ницу, получал доход от рощи и распаш­ной земли. В   его семье было пять сыно­вей и две дочери. При этом не обладая большим   собственным капиталом и не рассчитывая особенно на скудные   по­жертвования, Алексей Петрович про­сил Преосвященного Евгения,   еписко­па Тамбовского, выдать разрешение и план на строительство   небольшого хра­ма.

    Каково же было удивление Хренникова, когда консистория выдала ему   благословенную грамоту Преосвящен­ного Евгения на строительство   огром­ной пятикупольной церкви, к тому же, как оказалось впоследствии,   как две капли воды похожей на церковь, явив­шуюся липчанам в видении   1829 г. Расценив это как промысел Божий, Алексей Петрович ревностно,   не жалея тру­дов своих и средств, принялся за со­оружение храма. И   вскоре его капитал чудесным образом начал стремительно увеличиваться,   что позволило доста­точно быстро вести строительные ра­боты. Такова   предыстория сооруже­ния Троицкой церкви, изложенная со­временником этих   событий — священ­ником Гавриилом Васильевичем Делицыным, служившим в   храме в 1845—1865-х г.

    Строительство Троицкого  храма Хренниковым и прихожанами началось в 1832 г. по   благословению Преосвященного Евгения. По архитектуре Троицкая церковь очень напоминала построенный Мельниковым в 1830— 1836 гг.   Рождествен­ский собор в г. Кишинёве. Проект это­го собора был выполнен   архитектором в 1826 г., а проект Троицкой церкви в г. Липецке, согласно   отчёту Академии художеств, Мельников исполнил в 1831 г.

    Однако некоторые легенды, быто­вавшие в Липецке в XIX — начале XX в.,   утверждают, что за образец для храма А.П. Хренников взял Троицкую   церковь в г. Борисоглебске Тамбовской губернии. По одному из вариан­тов   легенды, купцу приснился сон, в котором он находился в необыкновен­ном   храме. После пробуждения Хренников и решил построить храм, но не знал,   как приступить к строительству. Требовался архитектурный план, но он не   мог его предоставить строителям, так как видел великолепный храм только   во сне. Поэтому и решил он поездить по городам России, надеясь   встретить такой же красивый храм. Как ут­верждали старожилы, Хренников   по­бывал в Борисоглебске и остановил свой выбор на храме Святой Троицы.

    Для строящейся на Новобазарной площади церкви уже в 1832 г. был   назначен штат. А 20 мая т. г. решался вопрос об отмежевании земли для   цер­ковного причта «вновь строящейся церкви».

    На плане г. Липецка 1834 г. Троицкая церковь показана как   строящаяся. Строительство велось несколько лет и за это время сменилось   несколько свя­щенников, окормлявших новообразо­ванный приход.

    К 1840 г. строительство храма было вчерне окончено. На церкви   завершалось сооружение глав, начиналась кладка печей и каменных полов из   шлифованных плит, работал мрамор­щик Пётр Тимофеев Пучков. Иконы для   иконостасов писал живописец Афанасий Надежин.

    Основные работы были окончены к 1842 г. и освящены все престолы, за   исключением главного. Продолжалась внутренняя отделка: настилание   ка­менных полов, штукатурка под мрамор и украшение интерьеров. К июню   1844 г. был выложен каменный иконо­стас главного престола. В 1845 г.   велась отделка на хорах и лепка карнизов ка­лужским мещанином Яковом   Василье­вым Сальниковым. Настенные роспи­си выполнил в 1846 г. художник   Пётр Мартынов.

    Согласно свидетельству того же о. Гавриила Делицына, строитель   церк­ви А.П. Хренников испытывал затруд­нение в том, кому посвятить   престолы, которые предполагалось устроить на хорах с северной и южной   стороны. И однажды во сне ему явились Святители Николай Чудотворец и   Митрофан Во­ронежский, которые, осмотрев храм, указали своими жезлами на   верх церк­ви. Так престолы в верхнем этаже бы­ли посвящены св. Николаю   Чудотвор­цу (правый), св. Митрофану Воронеж­скому (левый) и освящены   епископом Тамбовским Николаем соответственно 8 и 9 октября 1841 г.   Посвящение при­дельного престола святителю Митрофану, епископу   Воронежскому, даже учитывая чудесное сновидение Хрен­никова, не было   случайным. Незадолго до этого, в 1832 г., в соседнем Воронеже состоялись   торжества по случаю про­славления и обретения мощей св. Митрофана,   которого издавна почитали и жители Липецка.

    Кроме двух придельных престолов на хорах, два престола были устроены   слева и справа от главного: справа — во имя иконы Божией Матери «Всех   скор­бящих радость» (освящён в 1839 г.) и слева — во имя Рождества св.   Иоанна Предтечи (освящён в 1837 г.). Глав­ный престол был освящен только   28 мая 1848 г. Преосвященным Николаем, епископом Тамбовским, во имя   Святой Троицы.

    Воздвигнутый храм был огромен и красив. Возможно, именно поэтому его   часто называли и называют собором. Общая стоимость строительства и   от­делки храма оценивалась современни­ками в сумму, равную 190 000   рублей серебром.

    Объёмно-пространственная компо­зиция Троицкой церкви состояла из   двусветного кубовидного объёма, увенчанного пятью главами. В плане храм   представлял собой равноконеч­ный крест. Примыкавшие с четырёх сторон к   главному объёму здания пря­моугольные в плане выступы, восточ­ный, южный   и северный, украшали четырёхколонные портики с фризом, ук­рашенным   триглифами и метопами и фронтонами с дентикулами, а запад­ный —   полуколонны с капителями ио­нического ордера. Стены храма были   расчленены пилястрами, украшены треугольными сандриками и лепниной,   увенчаны карнизами с дентикулами. Массивные главы имели строгий де­кор —   окна и проёмы звонов обрамля­ли лишь карнизы и архивольты.

    Пять куполов Троицкой церкви ук­рашали 468 звёзд: 176 на центральном и   по 73 — на угловых, а сами купола бы­ли выкрашены в голубой цвет.   Венча­ли купола небольшие главки с четырёх­конечными крестами.   Колокольни у Троицкого храма не было, и колокола размещались в двух   западных главах, в которых были устроены специальные звонницы. Среди   колоколов выделялся самый большой, весом 512 пудов 13 фунтов,   пожертвованный липецким купцом Василием Дмитриевичем Заболотским.

    По свидетельству современников, Троицкая церковь являлась одной «из   великолепнейших в Тамбовской епар­хии как по архитектуре, так по   изяще­ству и богатству внутренних украше­ний». А вот другой отзыв об   этом хра­ме: Троицкая церковь «по архитектуре и живописи принадлежала к   лучшим церквям губернии».

    Не менее величественно и изыскан­но, чем снаружи, выглядел Троицкий   храм изнутри. Площадь его составляла 1620 кв. саженей. Интерьеры храма   были оштукатурены под белый мра­мор. Стены, своды и четыре колонны также   были отделаны под мрамор. Пол, за исключением хоров, каменный.

    В храме было пять иконостасов. Длина главного иконостаса 8 саж. 6   верш., высота 5 саж. 2 арш. 5 верш. Два придельных иконостаса внизу   имели длину 5 арш. 17 верш., высоту 7 арш. 8 верш. Два придельных   иконостаса на хорах каждый длиной по 5 арш. 12 верш., высотой 7 арш. 8   верш.

    Иконостас главного алтаря был вы­ложен из кирпича и оштукатурен под   голубой мрамор, украшен деревянной с позолотой резьбой, карниз его   под­держивался колоннами белого цвета. Каменная арка над иконостасом   также была выполнена под голубой мрамор, вверху ее находился деревянный   вызлащенный крест высотой около 2 ар­шин. Перед крестом — два ангела в   рост человека лепной работы, покры­тые позолотой. Такие же ангелы, но   меньших размеров, располагались над южными вратами иконостаса перед   Евангелием, а над северными — перед Скрижалями. Царские врата главного   престола размером 6 арш. в высоту и 3,5 арш. в ширину сделаны из дерева и   украшены вызолоченной резьбой. Живопись в иконостасе главного престола   была выполнена на полотне, а в приде­лах — «иконная, в нижних ярусах   обло­женная серебряными ризами».

    По свидетельству современников, в иконостасах Троицкой церкви священная живопись, выполненная на паруси­не, была «новейшего   итальянского вку­са». Особенно обращали на себя вни­мание картины,   пожертвованные гра­фом Кушелевым-Безбородко — «Рас­пятие Спасителя между   двумя разбойниками», «Явление Спасителя Марии Магдалине в вертограде   по воскресении», а также приобретенная храмо­здателем Хренниковым у   того же Кушелева-Безбородко картина «Принесе­ние Исаака в жертву».   Устройство иконостаса для главного алтаря начато было в 1846 г. и   завершено в 1847 го­ду.

    В алтаре над главным престолом, отделанным кипарисом, была устроена   стеклянная сень, поддерживаемая во­семью витыми стеклянными колоннами и   украшенная вызолоченной резь­бой, висящими хрустальными призмочками.   Напрестольная одежда была выполнена из бархата малинового цвета, с трёх   сторон усеяна симметрично вышитыми золотом «отличной работы»   херувимами, а на западной стороне изображён крест и два ангела на   коле­нях, также шитые золотом, оценивае­мые в 1 000 рублей серебром. Из   достойных упоминания современников предметов церковной утвари в главном   храме можно отметить два Евангелия, св. Крест, чашу, дискос, звездницу,   как тогда говорили «лучшей работы», сере­бряные, вызолоченные, большого   раз­мера, с превосходными финифтяными изображениями, обложенными вокруг   бирюзой и другими камнями. Они бы­ли изготовлены фирмой Сазикова —   лучшего в то время в искусстве изготовления церковной утвари мастера.   Всё это стоило 3 900 рублей серебром.

    Строитель церкви А.П. Хренников пожертвовал храму плащаницу, вышитую   по малиновому бархату золотом и украшенную разными драгоценными камнями,   с деревянною, покрытой мес­тами позолотой гробницею, окружён­ной медной   решёткой. Храмовые хо­ругви также были шиты золотом, а кру­гом обложены   серебром. Поражал ис­кусством своей работы напрестольный ковчег весом   38 и ? фунта из плати­нового серебра, наподобие каменной горы, внутри   которой — гроб Спасителя с предстоящею Марией Магдали­ною и сидящими на   гробе двумя анге­лами. Над ковчегом было изображено Вознесение Христово   в сиянии, выли­тое из такого же серебра весом 2 фун­та 39 золотников.   Ковчег пожертвовал в 1848 г. липецкий купец Матвей Богомолов. Стоимость   его оценивалась в 1 530 рублей серебром.

    К достопримечательностям Троицкого храма относились также   местночтимые Смоленская икона Божией Ма­тери в серебряной вызолоченной   ризе, украшенной камнями и стразами, на­писанная 3 декабря 1720 г. и   пожертво­ванная женой храмоздателя Хренниковой, и Нерукотворный образ   Спасителя греческой живописи в серебря­ной вызолоченной ризе,   украшенной бриллиантом и драгоценными камня­ми.

    Особо почиталась прихожанами Иверская икона Божией Матери по чу­ду,   "бывшему от неё 31 июля 1874 г. «над повреждённым умом и расслабленным   всеми членами крестьянином с. Сырского Егором Перегудовым, ко­торый по   совершению пред иконою местным священником Каменским мо­лебна с   акафистом, освящении воды и окроплении ею больного пришел в со­знание и   стал ходить». Икона была при­несена в Троицкий храм из Задонского   монастыря 26 октября 1873 г., где суще­ствовало множество   «чудодействен­ных сказаний» о ней.

    Библиотека Троицкой церкви насчитывала 600 названий книг.

    В уважение великолепия Троицкого храма и особенно усердия прихожан,   немало сделавших для его украшения, в последовавшей резолюции епископа   Тамбовского на прошение липчан с 1851 г. разрешено было производить   «ежегодно при сей церкви святой об­ряд совершения артоса».

    В 1899 г. в храме проводился ремонт. В это время его посетил   Преосвящен­ный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий, осмотревший только   постро­енное двухэтажное здание церковно­приходской школы.

    Уже в 1911 г., как видно из документов, в церкви действовало водяное   отопление. В караулке над папертью была устроена утермартовская печь.

    Много заботился о благоукрашении Троицкого храма и его ктитор —   личный почётный гражданин Николай Бо­гомолов, награждённый за свои   непре­станные труды в должности церковно­го старосты в 1908 г.   серебряной меда­лью «За усердие» на александровской ленте.

    На 1848 г. — время завершения строительства храма — в его приходе   насчитывалось 246 дворов, в которых проживало 1 002 души мужского и 1   016 женского пола. В 1910 г. в прихо­де состояло 257 дворов горожан с   947 душами мужского и 1027 женского по­ла, а также «деревня Большая   Дикинская в 45 дворов со 185 душами муж­ского и 214 женского пола».   Умерших прихожан хоронили на Преображен­ском кладбище.

     

    При входе в Троицкий храм с запад­ной стороны в подвальном помещении   находился склеп, в котором с разреше­ния епархиального начальства были   похоронены храмоздатель Алексей Петрович Хренников, его жена и двое его   детей.

    Сама церковь была обнесена камен­ной оградою с тремя проездными   чугунными воротами, начатыми построй­кой в 1861 г. С западной стороны   огра­ды находились дом священника и про­сфорная, а внутри ограды с   восточной стороны Троицкой церкви — могила настоятеля храма протоиерея   Ксенофонта Павловича Петропавловского, скончавшегося в 1883 г. У церкви   были похоронены также протоиерей Иоанн Яковлевич Каменский, священник   Гав­риил Воскресенский и диакон Иван Терентьевич Преображенский.

    У западных ворот храмовой ограды находилась деревянная, на каменном   фундаменте, обшитая железом часов­ня во имя св. Александра Невского,   построенная в память спасения импера­тора Александра II от покушения на   его жизнь в 1866 г.

    Штат священно- и церковнослужителей Троицкого храма составляли два   священника, диакон и два псаломщика. Из дореволюционных настоятелей   храма необходимо отметить протоие­рея Иоанна Яковлевича Каменского,   служившего в нём с 1863 по 1909 г. Он родился в селе Каменном Липецкого   уезда в семье пономаря. В 1848 г. после окончания Тамбовской духовной   семи­нарии преподавал в Тамбовском духов­ном училище, в 1851 г.   рукоположен в священника к Вознесенской церкви с. Куликово Усманского   уезда. В 1860 г. перемещен к Христорождественскому собору Липецка. С   1863 г. и до конца своих дней служил в Троицкой церкви. Был отмечен   благословением Св. Си­нода, награждён камилавкой, скуфьёй, золотым   наперсным крестом, саном протоиерея, орденами св. Анны III сте­пени и   св. Владимира IV степени. Скон­чался протоиерей Иоанн Яковлевич   Каменский 11 октября 1909 г. в возрас­те 85 лет и был похоронен в ограде   Троицкой церкви.

    До революции в Троицком храме действовал прекрасный хор, который мог   бы «составить украшение и непро­винциального храма». Многие любите­ли   церковного пения специально стре­мились попасть в Троицкий храм, что­бы   послушать хор, на содержание ко­торого ктитор тратил до 5 000 рублей в   год.

    Церковно-приходская школа при Троицком храме действовала с 1887 г.   Преосвященный Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, посетивший школу в   1896 г., отметил, что ученики школы при Троицком храме, а их тогда   насчитывалось 80 человек, «поют всю обедню <...> и очень стройно   пропели несколько песнопений из литургии».

    Первые годы занятия проходили в наёмной квартире, а в 1898 г. школа и   библиотека разместились на втором этаже построенного для неё каменного   двухэтажного здания. Школа занимала шесть комнат и коридор, отапливалась   четырьмя печами. Две комнаты из шес­ти были заняты кухней и комнатой   при ней, а в одной комнате находилась квартира учителя. Любопытна такая   подробность в описании внутреннего интерьера школы: на три классных   комнаты было 25 двухместных парт, три классных доски и в каждом классе   по иконе. Во время Первой мировой войны здание школы было отдано под   приют для детей-беженцев, а занятия проводились в послеобеденное время в   здании школы Вознесенской церкви. В 1915 г. заведующим и последним   за­коноучителем школы был протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов,   законо­учителями — протоиерей Михаил Ива­нович Платонов и псаломщик   Василий Дмитриевич Виноградов, учителями — псаломщик Павел Васильевич   Архангельский и Людмила Петровна Остров­ская. В 1916 г. в школе   обучались 20 мальчиков и 16 девочек. Церковно­приходская школа при   Троицком хра­ме просуществовала до 16 апреля 1919 г.

    Троицкой церкви перед революци­ей принадлежало 33 десятины и 800   квадратных саженей земли в 20 вер­стах от церкви. Земля была   пожертвована в 1903 г. прихожанкой Екатери­ной Ивановной Хренниковой, с   усло­вием, чтобы 2/3 дохода поступало на украшение храма, а треть — в   пользу церковнослужителей на вечный помин её родственников и служение   литур­гий в дни кончины и ангела. Земля сдавалась в аренду и приносила   500 рублей годового дохода.

    Троицкой церкви принадлежал де­ревянный причтовый дом, мануфактурный   магазин и две каменные лавки на Троицкой (Новобазарной) площади,   построенные одновременно с храмом с западной стороны. Торговое   помеще­ние было пристроено к зданию церков­но-приходской школы в 1911 —   1912 гг. с северной стороны на средства липец­кого купца Дмитрия   Степановича Али­сова.

    Величественный и богатый утварью Троицкий храм — гордость прихо­жан —   после революции 1917 г. разде­лил судьбу всех липецких храмов. 20 марта   1922 г. представителями совет­ской власти из Троицкой церкви были   изъяты серебряные ризы икон общим весом 3 пуда 27 фунтов 84 золотника и   серебряная утварь. Общий вес изъято­го составил 4 пуда 32 фунта 80   золотни­ков. Кроме того, было конфисковано 316 драгоценных камней, из   них 56 бриллиантов, 33 осколка бриллиантов и золотой перстень. Всего на   сумму 47 080 000 рублей. Предварительно была составлена опись, из   которой видно, насколько богат, в том числе и в худо­жественном смысле,   Троицкий храм. В описи много икон, украшенных сереб­ряными ризами: образ   Спасителя, св. митрополита Алексия, Марии Египет­ской, Божией Матери   «Всех скорбя­щих радость», Спасителя, сидящего на престоле, Знамения   Божией Матери, две иконы «Скорбящей Божией Мате­ри» (одна со стразами в   короне), две иконы святителя Николая, икона Бо­жией Матери «Достойно   есть», три иконы в одном киоте — Св. Пантелей­мона, Спасителя, Скорбящей   Божией Матери, иконы Смоленской Божией Матери, Иверской Божией Матери   (венец иконы со стразами), Божией Матери Целительницы, иконы св.   Па­раскевы Пятницы, святых. Николая Угодника и Иоанна Воина, Антипия,   Харлампия и Власия, Божией Матери «Живоносный источник», «Утоли моя   печали», Покрова Божией Матери, две иконы св. Тихона Задонского, икона   свв. Петра и Павла, Казанской Божией Матери, Св. Феодосия Черниговского с   эмалью, образ Владимирской Божией Матери с эмалью и стразами. Помимо   многочисленных икон, в описи значи­лись три Евангелия в серебряных   вы­золоченных окладах с камнями и стра­зами, молебное Евангелие в   серебря­ном окладе, три напрестольных сереб­ряных креста, два малых   серебряных креста, три серебряных вызолоченных потира, три дискоса, три   звездницы, две лжицы, два ковша, четыре тарелоч­ки, три ковчега, две   дароносицы, мирохранительница, хоругвь серебряная, лампада, пара венцов   серебряных, два кадила.

    Настоятель Троицкого храма прото­иерей Иоанн Васильевич Смирнов и   церковный совет выступили против изъятия серебряного ковчега, который   «имеет художественное значение». Им удалось отстоять его, обменяв на 20   фунтов серебра. 24 марта община хо­датайствовала о замене других   изъя­тых вещей: креста весом 2 фунта 48 зо­лотников, сосуда 3 весом ф.   24 зол., дискоса весом 98 зол., звездницы весом 32 зол., ковчега весом 4   ф. 67 зол., ризы с иконы Божией Матери «Живонос­ный источник» весом   около 6 ф., двух предиконных лампадок весом по 2 ф.

    Но простого ограбления Троицкого храма властям показалось   недостаточ­но — было принято решение о его за­крытии и приспособлении   под мастер­ские. Фактически же речь шла о его по­степенном уничтожении.   Сохранился акт осмотра «здания на Коммунальной площади, предназначенного   для мас­терских механической, слесарной, ли­тейной, кузницы»,   датированный 2 мая 1925 г. Но время наглого и варварско­го закрытия и   разрушения православ­ных святынь ещё не пришло, да и мно­гие верующие,   узнав о злодейском за­мысле, стали открыто возмущаться. Опасаясь   волнений среди липчан, 2 ок­тября 1925 г. Липецкий уисполком ре­шил   повременить с закрытием Троиц­кого храма и заключил с церковным советом   договор о передаче его в бес­срочное пользование общине верую­щих.   Прихожан принудили принять на себя ряд обязательств: «Мы,   нижепод­писавшиеся граждане, обязуемся бе­речь переданное нам народное   достоя­ние и пользоваться им исключительно соответственно его   назначения, при­нимая на себя всю ответственность за целость и   сохранность врученного нам имущества <...> в принятых нами   <...> богослужебных помещениях мы обязу­емся не допускать   <...> политических собраний враждебного советской влас­ти   направления, раздачи или продажи книг, брошюр, листов и посланий,   на­правленных против советской власти или её представителей,   произнесение проповедей или речей, враждебных со­ветской власти или её   отдельным пред­ставителям, совершение набатных тре­вог для созыва   населения в целях воз­буждения его против советской влас­ти...» По всему   видно, что советская власть была в это время не слишком уверена в   лояльности граждан и устой­чивости своего положения.

    Как только внешне- и внутриполи­тическая ситуация изменилась, с   верующими обошлись по-другому: закры­тие Троицкого храма было оформлено   постановлением президиума облис­полкома ЦЧО от 5 февраля 1930 г.

     

    Церковное здание по ходатайству Ли­пецкого РИК «предполагалось»   исполь­зовать «под учреждение культуры». Однако на самом деле в бывшем   Тро­ицком храме «временно» разместился монтажный цех   литейно-механического завода. Горсовет предложил заводу «немедленно   приступить к снятию принадлежностей религиозного куль­та» и   сосредоточить всё в алтаре. На следующий день Липецкое агентство   Госбанка вывезло из храма 42 кило­грамма серебряной утвари, которая ещё   сохранялась в храме после грабе­жа 20 марта 1922 г. В Государственном   архиве Липецкой области хранится любопытный документ — акт об изъя­тии   из Троицкой церкви двух икон, на­писанных на цинке: «...членом   горсове­та Колонтаевым и Неверовым взяты две иконы, писанные на цинке   весом 41 кг, для неотложного ремонта машин электростанции». Церковное   имущест­во же при этом было растащено. Пред­ставитель горсовета В.   Колонтаев, со­ставляя акт, записал: всего вывезено за 17—18 марта сего   года 40 возов. Всё это бесследно растворилось, даже те 39 предметов (по   другим сведениям, 53), что передали музею: «14 икон, Еванге­лие,   покрывала, коврики, книга-лето­пись Троицкого храма».

    20 марта 1930 г. завод приступил к оборудованию в храме механического   цеха. К 6 апреля оборудование было смонтировано, а затем под звуки   духо­вого оркестра состоялось открытие производства. В подвале храма   храни­ли картофель.

    Решение о закрытии Троицкого храма было утверждено ВЦИК только 24   октября 1930 г., когда под его свода­ми уже вовсю работали станки.   Допущенные при переоборудовании здания храма нарушения (во время снятия   крестов и демонтажа конструкций пе­рекрытий), размещение в храме   завод­ского оборудования и неправильная эксплуатация привели к тому, что   один из сводов рухнул. Основной причиной обрушения свода явились утрата   зам­ковых камней при снятии крестов и разрушении главок, а также   сильная вибрация от работы установленного оборудования. Под обломками   свода погибло несколько рабочих, и после этого Липецкий механический   завод освободил здание. Прихожане пытались было хлопотать о возвращении   храма общине верующих, но безус­пешно.

    16 августа 1931 г. заместитель пред­седателя Липецкого горсовета   докладывал Липецкому райисполкому, что «в связи с развёртыванием   строитель­ства городского хозяйства» — электро­станции, бани, Дома   Советов и киноте­атра — городской Совет, учитывая "не­пригодность «под   какие бы то ни было цели культурно-общественного харак­тера», решил   разобрать здание Троиц­кого храма и весь материал употребить для   строительства. Фактически же к разрушению храма приступили до принятия   официального решения, о чём свидетельствует жалоба, поступив­шая во ВЦИК   от липчан Токарева, Про­нина и других, а также письмо Липец­кого   райисполкома от 13 августа 1931 г. Следовательно, документ от 16 августа   появился лишь для придания некой видимой законности этому акту   вандализма. В то же самое время «стро­ители светлого будущего»   совершенно «сбросили со счетов» то обстоятельст­во, что ещё в 1924 г.   директор Липецко­го музея М.П. Трунов писал о необхо­димости охраны   Троицкого собора как памятника истории и культуры. Сразу же после этого   по его ходатайству Тро­ицкая церковь г. Липецка и некоторые другие   объекты были включены в «спи­сок памятников искусства, старины, быта,   археологических и историко-революционных, находящихся на терри­тории   Тамбовской губернии и подле­жащих охране», а также в «список со­оружений   религиозного культа Там­бовской губернии, состоящих на учёте отдела по   делам музеев Главнауки» на­ряду с Христорождественским собо­ром и   Древне-Успенской церковью Ли­пецка.

     

    Несмотря на это в 1931 г. Троицкая церковь была всё же снесена, а   кирпич частично использован для строительст­ва Дома связи, бани и других   построек. Горисполком, подчёркивая своё рве­ние и хозяйственную хватку,   рапорто­вал: «При разборке зданий церквей по­лучается материала 80%   годного и 15% половинок, а остальное щебень. При разборке Троицкой   церкви подвал как таковой остаётся цельным и передан в эксплуатацию ЗРК   Липецкстроя».

    Позднее на образовавшемся после сноса Троицкой церкви пустыре   проводились ярмарки. Так, 30 октября 1935 г. здесь проводился праздник   колхозной деревни «День урожая и коллективизации» в масштабах всего   района с сельскохозяйственной вы­ставкой. В это время на площади ещё   сохранялась часть торговых корпусов, окружавших Троицкую церковь с   за­пада, севера и юга. А в 1936 г. горис­полкомом было вынесено   постановле­ние о строительстве на месте, где сто­ял Троицкий храм,   городского стадио­на.

    В Липецком областном краеведчес­ком музее сохранились снимки фасада и   интерьера Троицкой церкви, выполненые до 1917г., очень интересна   боль­шая фотография внутреннего вида храма 1908 г., оформленная в   паспорту. На обороте паспорту надпись «Липецк. На память Анастасии   Яковлевны Котельниковой <...> от Василия Михайло­вича Терпугова,   1908 года 15 апреля». В музее хранится также и рельефный, покрытый белой   и розовой глазурью с позолотой изразец, который был подо­бран при   разрушении храма и как ре­ликвия полвека хранился в семье липчан   Белоголовых и Клоковых. Кроме того, в фондах музея находится медная,   смонтированная на деревянной доске табличка с текстом завещания купчихи   Хренниковой, пожертвовавшей сред­ства на внутреннюю отделку храма,   да­тированная 1903 г. Табличка поступила в музей в 1942 г. Все эти   экспонаты се­годня могут хотя бы частично дать представление о былой   красоте, вели­чии и богатстве разрушенного Троиц­кого храма.

    Судьбу храма разделили и его свя­щеннослужители: Владимир Петрович   Петропавловский был приговорён к ссылке в Северный край на 5 лет,   даль­нейшая судьба его неизвестна, а Иван Яковлевич Цебриков   постановлением «тройки» УНКВД по Воронежской об­ласти от 15 октября 1939   г. приговорён к расстрелу.

    Хочется надеяться, что вскоре у стен стадиона «Металлург» появится   часов­ня в память стоявшего некогда здесь прекрасного Троицкого храма,   его строителей и священнослужителей.

    «по своему наружному виду и внутрен­нему благолепию»   по праву принадлежала к самым вели­чественным и красивым хра­мам не   только города Липецка и его уезда, но и всей Тамбовской епархии. Храм   находился на Новоба­зарной площади города, куда в XIX в. переместился   городской рынок и где ежегодно 23 апреля проводилась Геор­гиевская   ярмарка. Ныне часть этой площади занимают Коммунальная пло­щадь и улица   Барашева, а на месте хра­ма находится футбольное поле стадио­на   «Металлург».

    История строительства Троицкой церкви начинается 24 января 1828 г.   Липецкий купец Хренников от лица до­верителей — липецких купцов и мещан —   обратился тогда к епископу Там­бовскому Афанасию с просьбой о   доз­волении построить «на новой Базарной площади вновь каменным зданием   цер­ковь во имя Св. Троицы с двумя приде­лами, первым — образа Божией   Мате­ри „Всех скорбящих радость", и вто­рым — Рождества честного   славного Пророка и Предтечи Крестителя Гос­подня Иоанна». Проситель   сообщал, что некоторые из доверителен и раз­ные благотворители   «пожертвовали суммы до десяти тысяч рублей; сверх того приготовлено   двести тысяч кирпи­ча». От лица доверителей он обещал обеспечить церковь   необходимым ко­личеством земли, в том числе под клад­бище, а также   построить дома для при­чта.

    Продолжение





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 2398 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Липецка?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    L i p e c k m e n . r u
     Издательство: Я - патриот Липецка.
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: 398050, г. Липецк, ул. Ленина, д.25
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта lipeckmen.ru рассказать о славной истории города Липецка, об известных жителях Липецка. Распространяя информацию о городе-металлурге Липецке, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Липецк.
    Сделаем город Липецк лучше совместными усилиями
    .